Финансовые «мины» замедленного действия
В начале 90-х годов прошлого века для любого семейного офицера проблемой номер один являлось получение жилой площади. А уже в середине 90-х — получение денежного содержания. Денег ждали как манны небесной не только на выдачу зарплаты, но и для удовлетворения хозяйственных нужд части. Неловко говорить, но порой доходило до того, что в полковых кассах оставалось всего навсего 1,5 — 2 тысячи рублей. Командиры волосы на себе с досады рвали, но ничего не могли поделать, когда за неуплату долгов их гарнизоны и военные городки оставались без света, воды и тепла. Увы, главам районных администраций было наплевать на боевую готовность воинской части — им нужны деньги.
Тогда как с деньгами в это время наших войсках происходят какие-то чудеса. С одной стороны, Министерство обороны информирует о переводе в округ денежных средств, с другой — в частях месяцами сидят без копейки. Частично эта «загадка природы» прояснилась в ходе расследования нашей прокуратурой уголовного дела, возбужденного против одного зарвавшегося начфина майора П.
Из обвинительного заключения: «Соктября 1982 г. П. проходит службу в ВС РФ, с апреля 1994 г. он является начальником финансового отделения Н-ской войсковой части. Не имея жилого помещения для постоянного проживания своей семьи, П. решил получить жилье путем покупки квартиры с оплатой ее стоимости за счет средствМинистерства обороны.
При этом он, как военнослужащий, прослуживший в ВС РФ более 10 лет… имел право на оказание ему государством безвозмездной финансовой помощи в сумме 75% стоимости жилья… При условии если он является членом жилищного или жилищно-строительного кооператива.
Однако, не являясь таковым, П. решил добиться оплаты государством покупаемого им жилья в размере 100% его стоимости путем обмана. С этой целью он обратился в посредническое агентство с просьбой подыскать ему трехкомнатную квартиру… Непосредственная стоимость ее составила 157.844.268 рублей, а комиссионные расходы 10.905.732 рубля…
Не имея средств для оплаты 25% стоимости квартиры в размере 39.461.067 рублей и комиссионных — 10.905.732 рубля, П. договорился со служащей агентства, что в справке она завысит стоимость жилья на 25%, а также укажет, что он является членом ЖСК, что последняя и сделала…
После чего П. обратился с письменным рапортом по инстанции об оказании ему безвозмездной финансовой помощи на приобретение квартиры, указав, что 75% стоимости составляет 168.750.000рублей, хотя эта сумма фактически составляла 100% стоимости жилья и комиссионных расходов. К рапорту П. приложил заведомо подложный доку мент — справку о своем членстве в ЖСК… На основании этих документов приказом командира Н-ской войсковой части 168.750.000 рублей платежным поручением были переведены на счет агентства… Не имеющим права на покупку за счет МО РФ жилья П. была приобретена трехкомнатная квартира целиком за счет государства…»
Главное в этой криминальной истории, вовсе не преступление, совершенное «смекалистым» начфином, а то, что для него нашли почти 170 млн. рублей. В то время, когда во многих гарнизонах офицеры и контрактники по 4 — 5 месяцев не получают зарплату и по году не видят положенного им денежного возмещения «пайкового» довольствия.
К сожалению, случай с майором П. не единственный — наверняка можно отыскать, среди «доблестной когорты» начфинов и таких прохиндеев, кто умышленно задерживает выдачу зарплаты, пуская государственные деньги в оборот в коммерческих банках. Честно признаюсь: мы, сотрудники военной прокуратуры, оказались неподготовленными к такого рода преступлениям в то время. По своему статусу прокуратура не может проводить финансовые проверки банков и воинских частей без достаточных на то оснований или хотя бы без официальных заявлений граждан (конечно, не анонимных) о замеченных ими правонарушениях.
Хронические неплатежи негативно сказываются на психологическом и моральном состоянии военнослужащих. Вместо того чтобы уделять внимание личному составу, вверенной технике, офицеры вынуждены были мыкаться в поисках случайных заработков или выпрашивать у кооператоров место ночного сторожа. Но это еще лучший вариант. Ведь воровать начинали! Дорогостоящие схемы, блоки электроники, содержащие драгметаллы, продают буквально за копейки.
Отсюда вполне понятна повышенная раздражительность, неуверенность в завтрашнем дне и пагубное желание снять накопившуюся злость алкоголем или… мордобоем.
Из материалов уголовного дела: «…Майор Л. проходит службу в Н-ской войсковой части в должности заместителя командира части по материальному и техническому обеспечению… 19 января 1996 года Л. находился в состоянии алкогольного опьянения и прибыл с командиром части майором Ш. в караульное помещение с целью проверки несения службы личным составом караула. Там из ложно понятых интересов службы избил лиц, входящих в состав караула, — трех караульных, разводящего и начальника караула…
В результате противоправных действий майора Л. рядовым К. и Ш. были причинены физическая боль и побои; рядовому О. — легкие телесные повреждения… в виде ушибов мягких тканей грудины и кровоподтека век левого глаза; ефрейтору Ч. — закрытая тупая травма головы в виде перелома костей носа, сотрясение головного мозга, кровоподтек левого нижнего века, а также кровоподтек левой ключицы; младшему сержанту П. — сотрясение головного мозга и две ушибленные раны затылочной области головы… Из показаний потерпевших следует, что командир части и его заместитель находились в состоянии опьянения».
Здесь следует еще добавить, что командир части майор Ш. не препятствовал избиению солдат до тех пор, пока потерявший контроль зампотех не принялся душить одного из караульных… Также нами было возбуждено уголовное дело и против командира по ст. 260 п.»6″ УК РФ — «…бездействие власти» (до пяти лет лишения свободы).
Что характерно, именно в этой части летом предшествующего года произошло избиение 18 молодых солдат тремя старослужащими. Виновные были приговорены военным судом к разпичным срокам наказания — от одного до трех лет. И вот один из пострадавших летом теперь попадает под горячую руку пьяного майора.
Какие в таком случае могут быть разговоры об искоренении в армии в 90х годах набившей всем оскомину «дедовщины»?
Армии как воздух была нужна реформа. Не на словах, а на деле. Не секрет, что даже первые робкие шаги в этом направлении дали весьма положительные результаты в укреплении дисциплины и борьбе с правонарушениями. Судите сами: едва вышел указ, разрешающий призывникам служить в непосредственной бkизи от дома, как стало заметно сокращаться число «бегунов» и самовольщиков. За 1993-1996 годы в контролируемых нашей прокуратурой войсках ПВО не произошло ни одного случая изнасилования. Постепенно внедряется контрактная служба солдат и сержантов. Правда, из-за нехватки денег делается это крайне медленно.
В то время я был уверен в том, если же армия и флот полностью перейдут на контрактную службу, нам уже не придется вылавливать дезертиров и сажать несмышленых молодых ребят за демонстративное проявление неуставных отношений, то бишь за треклятую «дедовщину».
КСТАТИ
Указом президента России «за заслуги в поддержке законности и правопорядка в войсках» в то время, я — полковник юстиции Полохов Л.М. награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Случай в «прокурорской среде» резвычайно редкий.
Леонид Полохов
]