Человек, который знал Президента (продолжение)

28.10.2000 №125 «Царскосельская газета»

Человек, который знал Президента

(Окончание. Начало в № 124)
“Мы — кузнецы
и дух наш молод”
— После окончания факультета, — продолжает Полохов, — я работал в военной прокуратуре на ул. Воинова, а Путин рядышком — в КГБ. И можно сказать, что за эти годы мы встречались с ним куда чаще, чем даже на факультете.
— А удивления, что этот тихий, добрый и отзывчивый к чужой беде однокурсник вдруг стал чекистом, не было?
— Я был удивлен сверх меры! Более того, я был просто потрясен, что этот спокойный, а главное, честный парень (и я знал не понаслышке о жерновах этой системы) попал именно в ту контору. Это позже мы узнали, что Вовка, оказывается, уже был в КГБ и даже получил “добро” для поступления на юрфак. Ныне ходит даже байка, что его, якобы, даже продвигали все это время, как своего будущего работника. Хотя, знаете, я склонен в нее даже и поверить. И все же мне, сыскарю, в тот момент его было искренне жаль.
Сейчас пропаганда объясняет, что Володя в детстве начитался рассказов. А вот в это я как раз и не верю. Может опять мистика или… что-то другое. Вплоть до обязаловки: “Мы тебя поступили, вот у нас и отрабатывай”. В те годы такое запросто могло быть…
Короче, стали работать рядышком, встречаться. Прокуратура, к слову, на виду, все знают, чем занимается, даже пресса о ней писала. Вот я его и подковырнул:
— Володя, а вы-то чем занимаетесь?
И он мне так ответил, что на всю жизнь отучил подобные вопросы за-давать. Это сейчас в ФСБ целая
пресс-служба, заинтересованная в популяризации своих дел и сотрудников, а тогда… Словом, как-то утром оба едем в автобусе от метро. Здесь-то я его про “специфику” и спросил:
— Я тебе, Леха, так скажу. Мой шеф в первый же день (в КГБ — ред.) такую накачку дал. “Я ваш шеф и начальник. Справа и слева от нас двери. Там, конечно, наши люди работают. Но даже я, шеф ваш, не знаю, кто шеф у них и чем они занимаются. В свою очередь они ни слухом, ни духом не знают, чем занимаемся мы. Вот туда вы не должны ходить, даже если захотели воды попить (шутка). И Боже упаси вас любопытствовать”. Теперь понял?
— Понять-то понял, — ответил Полохов. — Но извини, а ты-то чем, Вовка, занимаешься?
— Эх, — вздохнул Путин, — ничего-то ты, Леха, не понял. Короче, тебе твоя работа нравится?
— Нравится!
— Вот и мне нравится, теперь понял?
Одно время Путин и Полохов подрасстались: последний уехал служить в Венгрию. Но когда приезжал, перезванивались постоянно. Леонид Михайлович даже продемонстрировал мне старенькую, потрепанную голубую записную книжку со слабо стертой записью: Путин Влад. Влад и… номер его домашнего телефона.
— Я не знаю, с кем Путин общался из наших однокурсников, — продолжает Полохов, — но наши пути с ним пересекались мистическим образом куда чаще, чем даже с теми людьми, с кем мне хотелось бы самому.
С 1982 года, то есть после возвращения Полохова из Венгрии и до отъезда Путина в Германию, встречались часто. И Путин приходил к нему, читал дела для интереса. Подчиненные до сих пор вспоминают: “Леонид Михайлович, товарищ полковник, а не тот ли этот Путин, нынешний наш президент, кто у вас на диванчике любил чтением заниматься?”
Как Путина уволили из КГБ
Началась перестройка. Про прокурора Полохова с его честностью мы уже говорили — пошел в политику. И вдруг в коридорах Ленсовета он встречает другого политика — помощника Собчака Путина. Обнялись на виду чуть ли не всего депутатского корпуса.
— Вот, выперли без пенсии! — с грустью сказал Путин. Полохов опять был поражен и удивлен. Уж кого было гнать, так не Володю — человека, который в КГБ стремился сознательно, отслужил там 15 лет, был патриотом в лучшем смысле этого слова, честен и работящ, кто никогда не только не предал бы, но и не подвел. И вот с таким набором положительных качеств (“чего и у менято нет”, — говорит Полохов) сама Система гонит его к чертовой матери.
— А чего выперли-то? — посочувствовал Полохов.
— Да… — ответил Путин, — долгая история. — Стена рухнула, а наших там человек около сорока было, вот нас вместе со стеною и сократили за ненадобностью.
Хотя в конторе вроде совсем не гонят: в резерв включают. Путин вернулся в Ленинград и определился помощником ректора ЛГУ по безопасности. Милая работенка для старичка пенсионера, но не для него. Потом свои ребята шепнули: Собчак баллотируется в депутаты, собирает команду, метит на место председателя. Они буквально за руку привели Путина к Собчаку.
— Я в выражениях про депутата Собчака (мы ж на равных были), — говорит Полохов, — не стеснялся: крыл правду–матку.
Вот Путина к нем несколько раз засылали: “Передай своему другу, чегой-то он на Саныча бочку катит?”
— Вова, не обращай внимания, — говорил всегда в таких случаях Полохов. — Ты хоть понимаешь, что здесь происходит?
Конечно, привыкшему к иному, “неболтливому образу жизни”, Путину в то время сложно было во всем разобраться. Уж если Полохов, который с 1987 года крутился с Народным фронтом, знавший многих ведущих политиков и оппозиционеров, сам выглядел профаном во многих вещах, то о Путине говорить нечего. А тут еще в Ленсовете Народный фронт сам поделился чуть ли не на 20 течений…
Поэтому позиция Путина в тот момент была самая наиблестящая: с чистыми мозгами, не затуманенными почти ничем. Они садились с Полоховым на последний ряд в зале заседаний (“опять два хохотуна собрались!”) и травили анекдоты. Правда, когда появлялся Собчак, скромно соблюдая армейскую субординацию, удалялись, и продолжали травить базар уже в коридорах Ленсовета.
— Ты бы, Володя, для приличия шефу какую бумажку написал, — улыбался Полохов.
— Ничего, Ленька, они еще обо мне узнают! Я еще им всем покажу! — спокойно и очень-очень серьезно ответил Путин. Но сказал он это так, что у привыкшего к трупам и крови Полохова впервые пошел мороз по коже.
Чего не хочет полковник Полохов?
Наверное, честнее и вернее советника, чем Полохов, у Путина сейчас бы не было. Вот только ныне их позиции диаметрально противоположны. Да и не привык взрывоопасный прокурор, как и Суворов, к лощеным паркетам.
До 1995 года они с Путиным, когда тот уже был заместителем Собчака, так плотно не общались. Правда, Полохов был у Путина в Смольном, бывал и Путин у Полохова, если требовался совет. Несколько раз перезванивались, даже когда Путин уже был директором ФСБ — теплая беседа прошла, будто и не расставались вовсе.
Шептуны уже понизили голос, а отсутствие прокурора Полохова на рабочем месте воспринимали не иначе, как “забрался туда!” Во, народ… Чего же не хочет полковник Полохов для полковника Путина? Прежде всего замарать оба офицерских мундира. А правду не по долгу службы может сказать только друг. Но вот вопрос, хотим ли мы сами услышать из уст друга правду?
Я вновь и вновь задаю вопрос о дружбе, уже зная со слов других журналистов, что Путин помогал и помогает своим друзьям. И что я слышу от Полохова.
— Я еще раз повторяю, что с Путиным у нас были всегда хорошие приятельские отношения, но я не возьму на себя смелость говорить о дружеских отношениях между нами. Просто сложилось так, что с Володей Путиным я встречался после окончания юридического факультета чаще, чем с другими однокурсниками. Более того, сегодня я не хочу подмазываться к главе государства. Хотя иногда очень хочется “впрыгнуть в телевизор” и прекратить очередное словоблудие.
— Так что же сегодня Полохову не нравится в Путине?
— Я бы не стал так ставить вопрос. Дело в том, что Путин попал в цейтнот, из которого трудно быстро выбраться. Посудите сами. За последние 70 лет у власти находились или непрофессионалы, но честные, или пролупрофессионалы, но мошенники. Б. Ельцин подбирал людей по принципу преданности. Только поэтому сегодня в стране 2 правительства — Касьянова и Волошина, 2 Государственных Думы — Селезнева и Волошина. Теперь создано 7 округов. Кто может объяснить — зачем? Это новый чиновничий аппарат, во главе которого стоят люди, не имеющие никакого опыта в работе!
Только ленивый не сказал на весь мир, что в окружении Путина собралось достаточное количество людей, которые давно себя скомпрометировали — Касьянов, Волошин, Бородин и другие.
Почему не освобождены от своих обязанностей МО Сергеев, главком ВМФ Куроедов и командующий Северным флотом Попов? Кто дал им право направлять подводную лодку “Курск” на учения без необходимых средств спасения и подготовленных спасателей? Почему в отношении этих должностных лиц не возбуждены уголовные дела за совершенное должностное преступление?
Почему сегодня врачи, учителя, пенсионеры, инвалиды, студенты живут еще хуже, чем раньше?
И наконец (наверное, это первое и самое главное): зачем эта ложь об антитеррористической операции в Чечне? Почему сегодня присваиваются звания героя России гражданину, который убил 5, 10, 20 таких же граждан своей страны?
Власть — это плохо, сегодняшняя власть — это кошмар. Это ложь, сопряженная с цинизмом и умноженная на диктатуру закона, то есть всех мочить в сортире.
Такого Путина я не знал никогда. Вся Швейцария в ожидании ареста П.
Бородина, а последний планы строит, как бы еще построить один дворец. Что это? И кто руководит страной на самом деле?
Сегодня у меня сложилось твердое убеждение, что Путин озвучивает чьи-то мысли. Я могу только догадываться, чьи!
Кандидат в президенты США Д.
Буш прямо заявляет о том, что деньги в России разворовываются, и, в частности, бывшим премьер-министром В. Черномырдиным. Видимо, за это Виктора Степановича решили (кто это?) выдвинуть в лауреаты Нобелевской премии. Такого издевательства над Россией еще не было.
Так кто же руководит страной? Я уверен: все — и немного Путин.             Последние слева Леонид Полохов произнес особенно бешено. Разговор подошел к концу. И я еще раз убедился, что именно такой друг-советник нужен Путину сегодня, как воздух. Полохов не обманет, не предаст, разогнав всех мошенников.
Но это — мистика. Такого не будет никогда. Не любит Полохов власть и не верит власти. А мошенников прокурор Полохов чувствует за версту. Вот так и будет дальше. Один будет служить в окружении мошенников, а другой будет их лицезреть.
Мне, как журналисту, Леонид Михайлович Полохов еще много чего рассказал, хотя пленку по-прежнему мистически жевало. Мы никогда не узнаем, сколько километров сосисок съели оба друга в буфете юрфака. Но будет ли продолжение у этой истории? Скорее всего. На полпути ничто не останавливается. Надеюсь, в таком случае западные СМИ теперь, наконец, встанут в очередь перед российскими средствами массовой информации.
П. Нагорнов

Понравился материал сайта? Да! Поделись с друзьями!:
Запись опубликована в рубрике Мои публикации. Добавьте в закладки постоянную ссылку.